Техника, которую иногда называют составлением коллажа, подразумевает проведение мозгового штурма с людьми разного уровня знаний и ответственности, во время которого они изобразят схематически различные части проблемы, а затем из отдельных рисунков составляется коллаж. Группа может использовать коллаж как способ генерации новых идей.
Разделите проблему на несколько частей по числу участников группы мозгового штурма (обычно в группе 4–8 человек, но все зависит от того, сколько удобных кресел есть в наличии), после чего каждый из них должен в деталях нарисовать, как он видит решение своей части проблемы. Возьмем в качестве примера проблему дорожных пробок в Лос-Анджелесе. Скажем, у нас в группе семь человек, и довольно легко можно разделить проблему на семь отдельных более мелких проблем. Вот они —наши семь проблемок:
1. Слишком много автомобилей.
2. Люди ездят в машине по одному.
3. Отсутствие хорошей альтернативы автомобилю как виду транспорта.
4. Потребность передвигаться по городу, чтобы добраться до работы.
5. Люди в Лос-Анджелесе любят автомобили.
6. Слишком мало главных улиц.
7. Дорожные происшествия вызывают заторы.
Выбор их случаен. Этих небольших проблем могло быть и четыре, и пять, и шесть, и восемь — в общем сколько угодно, но до тех пор, пока мы говорим о главных составляющих проблемы, все в порядке. Проведем аналогию с тканью (см. раздел о метафорах): если у вас мало ткани, то вы сможете сшить лишь маленький костюмчик, возможно, с шортами, а не брюками, и рукавами лишь до локтей. Если же у вас сотни метров ткани, вы могли бы сшить костюм, который можно было бы носить, лишь надев ходули, и при этом штанины все равно могли быть такой длины, что волочились бы по земле. Мы понимаем, что особого смысла это не имеет, но в любом случае нам понравилась эта метафора, вопрос заключается в том, что пока у вас есть пяток человек для проведения мозгового штурма, есть возможность разделить проблему, и каждый участник группы получить часть ее для поиска решения.
Теперь на каком-нибудь примере рассмотрим, как это работает. Выберем наугад одну из проблемок дорожного движения. Например, под номером два, и как решение для этого кусочка проблемы, связанного с водителями-одиночками, нарисуем много людей в одном автомобиле (они, скорее всего, ехали, смеялись бы, хлопали друг друга по спине, шутили и делились друг с другом бутербродами, но никто этого не сможет сказать наверняка). После того как каждый из участников мозгового штурма нарисовал свой рисунок порученной ему проблемки, он может продемонстрировать его всей группе. Остальные должны высказать свое мнение (но не перебивайте друг друга, пожалуйста) и поделиться идеями о том, как улучшить то, что нарисовано, но обсуждение должно идти в позитивном ключе и с настроем на совместную работу. После того как из рисунков будет создан коллаж, полученная картина, мы надеемся, продемонстрирует некоторые грандиозные мысли, представленные новым визуальным способом, и, возможно, это приведет к рождению новых идей.
//из книги «Игра в бизнес»